Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Каждое время года по-своему привлекательно, красиво, имеет свои особенности. Вот и наступила осень со своими хлопатами: быстро надо убрать урожай, пока хорошая погода. Золотые листья опадают с деревьев, расстилая землю, парки, улицы, сады. Приобщение к природе дает возможность наилучшим образом приобщить ребенка к красоте, гуманности, здравому смыслу. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Детский сад большое внимание уделяет экологическому воспитанию. Обращаем внимание детей на красоту природы, учим наблюдать за состоянием растений и поведением птиц, насекомых, животных. Одной из форм работы по экологическому воспитанию являются целевые и тематические прогулки. Дошкольники вместе с педагогами ухаживают за растениями цветника и огорода, собирают семена цветов, природный материал. Осенью начинаются экологические субботники в городах. В парках и на улицах города убирают опавшие листья, ветки деревьев. Наши воспитанники и их родители тоже не остаются в стороне. Дети следят за порядком на своих участках.
Старшие дошкольники любят сочинять экологические сказки. Их достоинство в том, что они могут помочь детям понять, как им следует вести себя, чтобы не причинять вреда всему, что их окружает: животным, насекомым, птицам, растениям, воде, воздуху. В этом помогают книги Н.Сладкова, В.Зотова. Педагоги ежедневно читают стихи, рассказы и сказки о природе. Организовали конкурс рисунков по теме «Четыре художника: Осень, Зима, Весна, Лето». В них отражались красота и величие родных просторов. Осенние экскурсии детям очень нравятся. Они начинают замечать изменения в природе, что-то необычное, сравнивать природные объекты, предметы по внешним признакам, качеству, цвету, красоте. Игры-путешествия педагоги проводят часто всеми дошкольниками. Ребенок учится сравнивать, анализировать, у него развивается логическое мышление. Младшие дошкольники любят играть в дидактические игры «Деревья и цветы», «Отгадайте, что за дерево» и т.д. Помимо игровой деятельности, наши педагоги вовлекают дошкольников в исследовательскую работу – проведение простейших опытов, наблюдений.
Природа предусмотрела все, что необходимо для жизни: чистый воздух, воду для утоления жажды, питательную почву для растений и т.д. Человек с давних времен стремился познавать окружающий мир и использовать его себе во благо. Наши дошкольники знают главный принцип жизни человека в гармонии с природой: «Не навреди».
|